Место расположения

Харьков основан переселенцами, вышедшими из Правобережной Украины после начала в 1648 г. Освободительной войны против Польши. В 1656 г. Российский царь повелел «быти… для городового строения… в Харькове воину Селифонтову»: таким образом, указ предписывал соорудить крепость в уже существующем поселении. «Городовое строение» развернулось на плато возвышенного левого берега р. Лопань, севернее впадения в нее левого притока р. Харьков (впервые упоминаемого в «Книге Большого чертежа» 1627 г.). Крепость Селифонтова из бревенчатых стен и башен была вытянута с севера на юг вдоль Лопани, в 1660-х гг. к ней с юга пристроили острог, занимавший склон и низину на берегу р. Харьков. В 1709 г. крепость обвели новыми валами с бастионами и включили в ее состав участок к северу от прежних стен Селифонтова. В ходе обустройства крепости жители города создали вокруг нее слободы и хутора на обоих берегах Лопани и Харькова. Впоследствии, в силу политических перемен, крепость была разобрана, но ее территория оставалась градостроительным ядром.

Край, заселяемый выходцами с Правобережья Днепра, лежал вдоль юго-западных границ Московского государства. Заинтересованное в освоении этих земель и укреплении рубежей, московское правительство привлекало переселенцев к строительству и охране крепостей, наделяло их льготами – правом автономного управления по примеру казацкой администрации в Поднепровье и освобождением от податей. В результате, описываемый регион приобрел специфические черты. Многие его поселения, благодаря свободе от податей, назывались «слободами», и отсюда произошло название всего края – Слобожанщина, или Слободская Украина. Участие в ее становлении россиян-московитов не ограничивалось присылкой «городовых мастеров» и правительственными распоряжениями о льготах: для защиты края от нападений на Слобожанщине несли службу российские воеводы, многие простые люди переселялись сюда из центральных районов России в поисках той же свободы от бремени податей. Быстрый торговый рост с сер. XVII в. и открытие в 1726 г. школы-коллегиума по образцу Киево-Могилянской Академии обусловили превращение Харькова в столицу края, и при отмене на Слобожанщине казацкой автономии в 1765 г. город стал центром Слободско-Украинской губернии, переименованной в 1835 г. в Харьковскую. В 1805 г. в Харькове открыт университет, к нач. ХХ в. Харьков – один из крупнейших культурных и экономических центров Российской империи. В 1918 г. он стал 1-й столицей советской Украины (в 1934 г. перенесена в Киев). Сегодня Харьков – один из самых больших городов независимой Украины, важнейших центров ее культуры и экономики. Учрежденная в советское время Харьковская область охватывает ныне лишь центр исторической Слобожанщины, север и юг которой соответствуют югу Сумской и северу Луганской областей.

С 1667 г. духовное окормление православных жителей Слобожанщины осуществляла российская Белгородская епархия, в 1748-1754 гг. Харьков не раз посещал и служил здесь Белгородский епископ свт. Иоасаф (Горленко) (†1754) – внук гетмана Украины Данилы Апостола, выпускник Киево-Могилянской Академии, постриженник Киево-Межигорской обители, до епископского служения – настоятель Мгарского монастыря и Свято-Троице-Сергиевой Лавры. В 1726 г. из Белгорода в Харьков была переведена архиерейская школа, преобразованная при этом в Коллегиум и организованная по образцу Киево-Могилянской Академии. С 1799 г. Харьков – центр отдельной епархии (до 1836 – Слободско-Украинская, затем – Харьковская). В числе ее правящих архиереев – свтт. Мелетий (Леонтович, 1836-1840, †1840), Иннокентий (Борисов, 1840-1848, †1857), Филарет (Гумилевский, 1848-1859, †1866), а также Макарий (Булгаков, 1859-1868, †1882), сщмчч. Константин (Дьяков, 1927-1934, †1937), Иннокентий (Летяев, 1934-1936), Иннокентий (Тихонов, 1936-1937), Александр (Петровский, 1937-1940, †1940). В 1920-х гг. Харьков являлся местом ссылки многих архиереев, гонимых советской властью. В их числе здесь временно проживал сщмч. Онуфрий (Гагалюк, 1924-1926, †1938). В 1930-х гг. в Харькове были осуждены и расстреляны многие православные церковнослужители Слобожанщины. В 1993 г. в память новомучеников и исповедников Слободских установлено церковное празднование – 1 июня н.ст. Покровителем края почитается также Константинопольский Патриарх свт. Афанасий Пателарий (†1654), мощи которого в 1936 г. перенесены в Харьков из Мгарского монастыря – места кончины и погребения иерарха. В 1970-1984 и 1989-2011 гг. епархией управлял митрополит (до 1985 архиеп.) Никодим (Руснак) (1921†2011), который на момент кончины был старейшим иерархом Русской Православной Церкви. При нем возрождены многие православные святыни, поруганные в советские годы. В 1992 г. в Харькове прошел исторический Архиерейский собор Украинской Православной Церкви, который избрал ее Предстоятелем Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).

Главные святыни города образуют архитектурное «трио»: на левом восточном берегу Лопани, на территории бывшей крепости (ныне «Старый город», или «Университетская горка»), находятся Покровский мужской монастырь и кафедральный Успенский собор, на правом берегу против них – кафедральный Благовещенский собор. Монастырь расположен на широком полуовальном выступе плато над р. Лопанью, протекающей к западу от обители. Св. врата находятся посреди прямой восточной стороны монастырской усадьбы, вдоль которой проходит ул. Университетская.