Архитектура

Ядро ансамбля сооружений монастыря образуют 3 больших здания, выстроенных в цепь по кромке плато над Лопанью: это – в порядке с юга на север – храм Озерянской иконы Божией Матери («Озерянская церковь»), Покровский собор и Архиерейский дом. Один из видов на это великолепное «трио» открыт с реки, другой – с площади в центре обители. Упомянутую цепь зданий на севере замыкает корпус, где в 1992 г. состоялся Харьковский Архиерейский собор УПЦ (о чем извещает памятная доска на фасаде) и где находится часть помещений епархиального управления. Другая цепь зданий, параллельная главной, образует восточную грань монастырской усадьбы: с юга на север, это – Музей истории Харьковской епархии и примыкающий к нему корпус старинных лавок, св. врата, старый дом настоятеля, старый дом Консистории (епархиального управления) и старый доходный дом. Между старой Консисторией и корпусом, где проходил Харьковский Архиерейский собор (1992), расположено здание Харьковской духовной семинарии, которое замыкает на севере монастырскую площадь.

Музей истории Харьковской епархии открыт в 2004 г. в здании, сооруженном в 1871 г. и перестроенном в 1879 и 1912 гг. Изначально здание было частью корпуса монастырских торговых лавок, продолжающегося до св. врат. После перестройки 1912 г. в стиле модерн оно стало «Представительством Жирардовской мануфактуры». В 1999 г. Харьковский исторический музей, которому с 1920-х гг. принадлежала часть зданий монастыря, провел здесь выставку, посвященную 200-летию Харьковской епархии (1799-1999). Современный епархиальный музей продолжает историю Церковно-археологического музея, открытого в 1913 г. при епархии. В начале советской эпохи, прежний епархиальный музей стал одной из основ при создании Исторического музея.

Корпус торговых лавок 1871 г. служит сегодня иконной лавкой, св. врата и старый дом настоятеля построены в 1892-1893 гг. Старая Консистория 1891-1893 гг. постройки, ныне – государственный научно-технический архив, бывший доходный дом построен в 1887 г. в стиле неоренессанса и в 1950-х гг. перестроен.

В центре монастырской площади, на средине оси между св. вратами и парадным входом в Архиерейский дом, по бокам от начала ведущей к нему аллеи, установлены памятники в честь 200-летия Харьковской епархии (южный, 1999) и 2000-летия Рождества Христова (северный, 2001). К северо-востоку от них, в центре клумбы у старого дома настоятеля, установлена гранитная стела с изображением Григория Сковороды – в память о том, что на этом месте стояло здание Коллегиума, разобранное в 1896 г. Севернее аллеи находится здание Харьковской духовной семинарии, учрежденной в 1996 г. на базе открытого в 1993 г. духовного училища. Здание было построено в 1903 г. для келий, ХДС размещена здесь после капитального ремонта 2000-2001 гг. Восточнее ХДС – епархиальный дом, где 27-28 мая 1992 г. состоялся Харьковский Архиерейский собор. Соседний Архиерейский дом 1820-1826 гг. примечателен не только как резиденция Харьковских архиереев, но и как памятник архитектуры в стиле классицизма. В 1999 г. в здании возрожден домовой храм св. ап. Иоанна Богослова.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы 1689 г. – старейшее из уцелевших каменных зданий Харькова (как отмечалось выше). Построенный в Слободском крае – месте тесного взаимодействия украинской культуры с российской, храм гармонично соединил в себе обе традиции. 3 увенчанные куполами 8-гранные башни, сведенные в единый корпус на уровне нижних ярусов и сужающиеся кверху при помощи заломов, – это одна из форм, характерных для каменных храмов в стиле украинского барокко, заимстовованная из деревянного зодчества. Внутри собор разделен на нижний, зимний (Трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), и верхний, летний (Покровский), приделы – черта, присущая храмоздательству России. На стыке приделов собор опоясан наружной крытой галереей, кровля которой вписывается в цепь заломов (их 2, но «шагов» сужения вместе с галереей – 3). Ниже галереи, почти на всю высоту зимнего придела, от земли поднимаются арочные ниши: изображая мнимую опорную аркаду под галереей, они «смягчают» мощь фасадов 1-го яруса храма, подчиняют его архитектурному ритму башен, устремленных к небу. Собор подобен 3-мачтовому кораблю, идущему «на всех парусах» (1-й ярус с зимним приделом – «корпус», летний придел с 3-ярусными фасадами – «мачты» и «паруса»). Высота храма достигает 49 м. Примыкающая с запада «трапеза» (с лестницей в верхний придел, вместо деревянной лестницы XVII в.) соединяет собор с 8-гранной колокольней, которую венчает характерный для звонниц России XVII в. шатровый купол. Кладка основания колокольни современна постройке собора, но под 1739 г. документы сообщают лишь о деревянной колокольне монастыря, о каменной же – под 1787 г.: поэтому предполагают, что каменная колокольня строилась поэтапно. Упомянутая выше «трапеза» в стиле готики сооружена в сер. XIX в. Поврежденная в годы Великой Отечественной войны, она воссоздана на стыке ХХ-XXI вв. Через крытые переходы «трапеза» соединяет Покровский собор с Архиерейским домом и Озерянской церковью.

Храм Озерянской иконы Божией Матери 1893-1896 гг. оформлен в виде базилики, с отделкой фасадов в разных исторических архитектурных стилях. Его самобытной чертой является отсутствие куполов по центру: вместо них, на высоком западном фронтоне и над алтарем установлены маковки. В 1998 г. в храме освящен придельный престол в честь св. вмч. Димитрия Солунского, в 2004 г. – нижний придел Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста). На алтарной стене храма снаружи укреплена мемориальная доска с надписью о том, что под этой стеной 18 июля 2000 г. при расчистке фундамента были найдены погребения 2-х неизвестных иноков, расстрелянных в дни репрессий 1930-х гг.